Итоговое сочинение (изложение)

Содержание!

  1. Общая информация
  2. Информация о сроках и местах регистрации для участия в написании итогового сочинения (изложения)
  3. Информация о сроках проведения итогового сочинения (изложения)
  4. Информация о сроках, местах и порядке информирования о результатах итогового сочинения
  5. Документы

Общая информация

Итоговое сочинение (изложение) как допуск к ЕГЭ выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования, впервые введено в 2014-2015 учебном году во исполнение поручения Президента Российской Федерации с целью выявления у обучающихся умения мыслить, анализировать и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы.

Изложение вправе писать следующие категории лиц:

  • обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды;
  • обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
  • обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.

Итоговое сочинение по желанию могут писать и выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в вузы.

Время написания – 3 часа 55 минут

Экзаменационный комплект включает 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого открытого тематического направления).

Сами темы сочинений станут известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена. Результатом итогового сочинения (изложения) будет «зачет» или «незачет», однако к сдаче единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена допустят только выпускников, получивших «зачет».

Сочинение оценивается по пяти критериям: соответствие теме; аргументация, привлечение литературного материала; композиция; качество речи; грамотность. 

Направления тем итогового сочинения в 2021/22 учебном году

  1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека
  2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
  3. Преступление и наказание — вечная тема
  4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня
  5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека

Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.

Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.

Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.

2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.

Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.

Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.

3. Преступление и наказание — вечная тема

Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.

Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.

Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня

Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.

В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.

Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.

5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина

Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства.

Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.

При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.

Информация о сроках и местах регистрации для участия в написании итогового сочинения (изложения)

Сроки и места  регистрации на итоговое сочинение (изложение) в Тайгинском городском округе  в 2021-2022 учебном году для учащихся, выпускников прошлых лет

Для участия в итоговом сочинении (изложении) 01 декабря 2021 года срок подачи заявления: до 17 ноября 2021 года;   

Для участия в итоговом сочинении (изложении) 02 февраля 2022 года срок подачи заявления: до 19 января 2022 года;

Для участия в итоговом сочинении (изложении) 04 мая 2022 года срок подачи заявления: до 20 апреля 2022 года;

 Категории участников
итогового сочинения (изложения)       
Места регистрации на итоговое сочинение (изложение)
1Обучающиеся, получающие среднее общее образование по образовательным программам среднего общего образования (для получения допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования)Образовательная организация, в которой обучающийся осваивал образовательные программы среднего общего образования   (по месту обучения)         
2Обучающиеся, получающие среднее общее образование в рамках освоения образовательных программ среднего профессионального образования, в том числе образовательных программ среднего профессионального образования, интегрированных с образовательными программами основного общего и среднего общего образования (при наличии у такой образовательной организации свидетельства о государственной аккредитации по образовательной программе среднего общего образования) (для получения допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования)          Образовательная организация, в которой обучающийся осваивал образовательные программы среднего общего образования   (по месту обучения)         
4Лица, освоившие образовательные программы среднего общего образования в предыдущие годы и имеющие документ об образовании, подтверждающий получение среднего общего образования (или образовательные программы среднего (полного) общего образования – для лиц, получивших документ о соответствующем уровне образования до 1 сентября 2013 года), а также граждане, имеющие среднее общее образование, полученное в иностранных образовательных организациях, в том числе при наличии у них действующих результатов ЕГЭ (выпускники прошлых лет)        (для использования его результатов при приеме в образовательные организации высшего профессионального образования)   Места регистрации на итоговое сочинение в муниципальных органах управления образованием        (по месту проживания)

Ответственные за регистрацию специалисты и места регистрации на итоговое сочинение в Управлении образования Тайгинского городского округа в 2021-2022 учебном году для выпускников прошлых лет

Территория Ответственные специалисты
Место регистрации муниципальные
Место регистрации муниципальные органы управления образованием Контактный телефон
Тайгинский городской округ Черемис Марина Николаевна 652401, г. Тайга, ул. Щетинкина, 56/1 8 (38448) 2-22-44

Информация о сроках проведения итогового сочинения (изложения)

Сроки проведения итогового сочинения (изложения) в 2021-2022 учебном году:

  • 01 декабря 2021 года;
  • 02 февраля 2022 года;
  • 04 мая 2022 года.

Информация о сроках, местах и порядке информирования о результатах итогового сочинения

Сроки информирования о результатах итогового сочинения (изложения) участников итогового сочинения (изложения) в 2021 — 2022 учебном году

Дата проведения итогового сочинения (изложения)Проверка экстернами комиссий образовательных организацийСроки обработки на региональном уровнеСроки выдачи результатов итогового сочинения (изложения)Дата ознакомления участников итогового сочинения (изложения) с результатами
01.12.2021
02.02.2022
04.05.2022

Места информирования о результатах итогового сочинения (изложения) участников итогового сочинения (изложения) в 2021-2022 учебном году

Категория участников ГИА 2021-2022 учебного годаМеста информирования о результатах итогового сочинения (изложения)
Обучающиеся XI (XII) классовОбразовательная организация, в которой обучающийся осваивал образовательные программы среднего общего образования (по месту обучения)
Обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования, получающие среднее общее образование по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего общего образования, в том числе по образовательным программам среднего профессионального образования, интегрированным с образовательными программами основного общего м среднего общего образованияОбразовательная организация, в которой обучающийся осваивал образовательные программы среднего общего образования (по месту обучения)
Лица, осваивающие образовательные программы среднего общего образования в форме самообразования или семейного образования, либо лица, обучающиеся по не имеющим государственной аккредитации образовательным программам среднего общего образования, в том числе обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования, получающиеся среднее общее образование по не имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего общего образования (экстерны)Образовательная организация, аккредитованная по образовательной программе среднего общего образования
Лица, освоившие образовательные программы среднего общего образования в предыдущие годы, имеющие документ об образовании, подтверждающий получение среднего общего образования (или образовательные программы среднего (полного) общего образования — для лиц, получивших документ об образовании, подтверждающий получение среднего (полного) общего образования, до 1 сентября 2013 года) и (или) подтверждающий получение среднего профессионального образования, а также лица, имеющие среднее общее образование, полученное в иностранных организациях, осуществляющих образовательную деятельность (выпускники прошлых лет), а также обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования, и обучающиеся, получающие среднее общее образование в иностранных образовательных организацияхУправление образования АТГО
г. Тайга, ул. Щетинкина, д. 56/1

Документы

Приказ Министерства образования и науки Кузбасса от 08.10.2020 года №1620 «Об утверждении сроков и мест регистрации обучающихся, выпускников прошлых лет для участия в написании итогового сочинения (изложения) как условия допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в Кемеровской области — Кузбассе» в 2020-2021 учебном году

Приказ Управления образования администрации тайгинского городского округа от 29.10.2020 №364 «Об организации итогового сочинения (изложения) на территории Тайгинского городского округа»

Критерии оценивания итогового сочинения (изложения) в 2019-2020 учебном году

Методические рекомендации для экспертов , участвующих в проверке итогового сочинения (изложения), в 2019-2020 учебном году

Методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения)для образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования, в 2019-2020 учебном году

Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения) в 2019-2020 учебном году

Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения) в 2019-2020 учебном году

Форма заявления обучающегося для участия в итоговом сочинении (изложении)

Согласие на обработку персональных данных