ШНОР

О проекте «500+»

В настоящее время поддержка отстающих школ является стандартной практикой стран – лидеров международных образовательных рейтингов. Первостепенная задача – выявление образовательных организаций с наибольшими запросами на компенсацию ресурсных и компетентностных дефицитов. Для ее решения целесообразно использовать данные о результативности и условиях обучения, собираемые в рамках мониторинговых процедур. Проект оказания адресной методической помощи школам с низкими образовательными результатами «500+» запущен Министерством просвещения Российской Федерации под лозунгом «Важен каждый ученик». ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования» реализует проект адресной помощи школам с низкими образовательными результатами (далее – ШНОР) в соответствии с паспортом федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование». В 2021 и 2022 годах в проекте будут принимать участие по 3000 школ из 84 субъектов РФ ежегодно. Проект предполагает методическую и ресурсную поддержку образовательным организациям, отобранным для участия в нем. В рамках проекта в каждом регионе отбираются и проходят подготовку специалисты – кураторы, непосредственно посещающие школы с высокими рисками низких образовательных результатов с целью разработки дорожных карт принятия мер поддержки. Название проекта «500+» отражает задачу достижения функциональной грамотности в каждой школе, то есть достижение школой уровня подготовки учеников, соответствующего баллам выше 500 по шкале PISA. В помощь регионам в рамках проекта будут сформированы методики адресной поддержки школ. Это позволит активизировать внутришкольные системы профессионального развития педагогов, внедрить в практику преподавания проектную, исследовательскую, творческую деятельность. Кроме того, сами школы получат возможность сетевого взаимодействия с лучшими школами региона. В Тайгинском городском округе участниками федерального проекта стали МБОУ «СОШ №32» ТГО и МАОУ «СОШ №160»ТГО

ВЕБИНАР, ПОСВЯЩЕННЫЙ «ГОРЯЧИМ ТОЧКАМ» ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КУРАТОРОВ И УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КОМАНД ШКОЛ-500+, СОСТОЯЛСЯ НА ПЛАТФОРМЕ РЕГИОНАЛЬНОГО КООРДИНАТОРА

6 апреля 2021 г. состоялся вебинар, организованный региональным координатором для муниципальных координаторов, кураторов и управленческих команд школ-участников проекта адресной методической помощи (500+), по ходу заполнения электронной дорожной карты в ИС МЭДК. В начале мероприятия региональный координатор О. А. Шитова сообщила об исполнении всеми школами-500+ промежуточных контрольных показателей, установленных ФИОКО и регионом по проекту на 1 апреля 2021 года, и поблагодарила школы, их кураторов и муниципальных координаторов за командную работу.

Спикер вебинара Е. А. Малкина (ГУ ОЦМКО) обратила внимание на факторы, которые проявились в ходе работы и могут негативно повлиять на достижение поставленных целей.

Далее был рассмотрен вопрос о ключевых моментах в разработке Концепции школы, Среднесрочной программы и антирисковых программ. Всем участниками накануне были разосланы методические рекомендации ФИОКО и на вебинаре была возможность задать вопросы на понимание и уточнение содержания аналитической составляющей, целеполагания и постановки задач,описания мер и/или мероприятий по достижению поставленных целей и задач развития школы, определения ответственных лиц и персонала, который необходимо проинформировать о действиях по изменениям в организации. порядке управления реализацией, формулирования показателей и результатов.

КУРАТОРЫ ПОСЕТИЛИ ШКОЛЫ-УЧАСТНИЦЫ РЕГИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА АДРЕСНОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ 500+

С 10 марта 2021 г. в рамках реализации в Кемеровской области-Кузбассе проекта адресной методической помощи (500+)  куратор проекта впервые встретилась с руководством, педагогическими коллективами и обучающимися школ-участников проекта 500+ (МБОУ «СОШ №32», МАОУ «СОШ №160»). В ходе встречи куратор познакомилась с условиями и ресурсами школ, посетила уроки, провела риск-интервью с директорами, заместителями директора, учителями и обучающимися, обсудили результаты анкетирования участников образовательных отношений и рисковые профили школ. В результате стороны договорились об алгоритме действий по разработке программ развития и дорожных карт, составили карты взаимодействия и планы посещений.

В Управлении образования администрации Тайгинского ГО  прошло встреча с руководителями  МБОУ «СОШ №32 ТГО и МАОУ «СОШ №160» ТГО по реализации проекта «500+»

4 марта 2021г.  Управлении образования Тайгинского ГО прошло собеседование по реализации федерального проекта «500+» с руководителями школ – участниками проекта «500+» МБОУ «СОШ №32 ТГО и МАОУ «СОШ №160» ТГО.

     В ходе собеседования с руководителями общеобразовательных организаций провели анализ «рисковых профилей школ», сформированных посредством диагностики и анализа конкретной ситуации в школах.

Намечены основные мероприятия дорожной карты по реализации проекта «500+». Определились  с общим алгоритмом работы и задачами муниципального координатора и куратора школ с низкими образовательными результатами.

 Также была представлена методика оказания адресной методической помощи общеобразовательным организациям, имеющим низкие образовательные результаты обучающихся и памятка по работе с информационной системой мониторинга электронных дорожных карт (ИС МЭДК) в рамках реализации проекта.

С 3 ПО 10 МАРТА 2021 ГОДА ПРОШЛА СЕРИЯ МЕТОДИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ, ОРГАНИЗОВАННЫХ СОВМЕСТНО ОЦМКО И КРИПКИПРО ДЛЯ УЧАСТНИКОВ РЕГИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА АДРЕСНОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ 500+

3 марта 2021 г. на платформе ОЦМКО состоялся вебинар «Использование рискового профиля для формирования направлений, призванных вывести школу из зоны риска». В ходе вебинара рассматривался подход к определению рисковых направлений при разработке дорожной карты школы на основе анализа факторов риска высокого и среднего уровней.

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КООРДИНАТОР «500+» Тайгинского ГО ПРИНЯЛ УЧАСТИЕ В УСТАНОВОЧНОМ ВЕБИНАРЕ ФИОКО

Установочный вебинар ФИОКО «Адресная поддержка » для муниципальных координаторов состоялся 26 февраля 2021 года на платформе Zoom.

От начальника управления оценки качества образования и контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации Рособрнадзора Елисеевой Евгении Николаевны участники получили информацию по вопросам качества образования и разъяснения по поводу актуальности проекта «500+» и сбора контекстной информации на основе анкетирования участников образовательных отношений школ «500+».

Подробно о работе в ИС МЭДК, содержании и этапах работы куратора и координатора, дорожных картах рассказал и призвал к активному сотрудничеству и командной работе заместитель директора ФГБУ ФИОКО Денисенко Илья Сергеевич.

Организационные моменты были обозначены заместителем начальника отдела организации и координации внешних связей ФГБУ ФИОКО Юлией Викторовной Кравец. Активная работа в ИС МЭДК начнется с 1 марта 2021 года. С этого момента необходимо соблюдать сроки, обозначенные в плане-графике проекта, чтобы все его участники имели возможность получить положительные результаты и удовлетворение от совместной деятельности.

СОСТОЯЛСЯ СЕМИНАР-ТРЕНИНГ «СТРАТЕГИЯ ПОВЕДЕНИЯ КУРАТОРА ШКОЛЫ-УЧАСТНИКА ПРОЕКТА 500+: ПРИНИМАЮ РИСК НА СЕБЯ?!…».

В рамках федерального проекта адресной методической помощи 500+ реализуемого ФИОКО совместно с министерством образования и науки Кузбасса на территории Кемеровской области-Кузбасса, состоялся семинар-тренинг «Стратегия поведения куратора школы-участника проекта 500+: принимаю риск на себя?!…».

15 февраля 2021 годаминистерством образования и науки Кузбасса совместно с ГУ ОЦМКО, Кузбассобрнадзором и КРИПКиПРО для кураторов школ-участников проекта 500+ и муниципальных координаторов проведен семинар-тренинг «Стратегия поведения куратора школы-участника проекта 500+: принимаю риск на себя?!…».

Разработчиками и организаторами мероприятия были созданы условия для погружения участников в проект 500+ и отработки поведенческих навыков куратора с целью успешного выполнения функций в рамках проекта.

Всего в мероприятии приняло участие более 80 человек, из которых 57 кураторов (1 директор информационно-методического центра; 19 директоров школ, 37 заместителей директоров школ по учебно-воспитательной, либо научно-методической работе, прошедших анкетирование, отбор и назначенных приказом министерства образования и науки Кузбасса), 29 муниципальных координаторов, 1 начальник муниципального органа управления образованием, на территории которого работают 3 куратора, руководители муниципальных методических служб и специалисты органов управления образованием.

Открыла мероприятие заместитель министра образования и науки Кузбасса Любовь Владимировна Голубицкая. Она рассказала о том, что с января 2021 года 60 школ Кемеровской области – Кузбасса вошли в федеральный проект адресной методической помощи 500+.Реализация проекта усилит работу по повышению качества общего образования, позволит обеспечить адресность качественной методической поддержки, подобрать и отработать действенные формы и механизмы поддержки, которые можно в последствие можно транслировать на все общеобразовательные организации региона, нуждающиеся в такой помощи.

От лица регионального координатора проекта 500+ участников приветствовала Ольга Александровна Шитова, директор ГУ ОЦМКО. В выступлении кратко были освещены результаты подготовительного этапа проекта: разработаны необходимые нормативные правовые акты, по факту вхождения школ в проект адресной методической помощи (500+) в Дорожную карту (план мероприятий) по повышению качества общего образования в общеобразовательных организациях, имеющих низкие образовательные результаты обучающихся, на 2020-2021 годы (утверждена приказом Министерства образования и науки Кузбасса от 23.10.2020 г. № 1721) были внесены изменения – план-график реализации проекта включен приложением; утверждены списки школ-участников проекта, списки муниципальных координаторов, назначены кураторы, организована встреча с директором ФИОКО С. В. Станченко, проведены групповые и индивидуальные консультации.

Основная работа участников семинара-тренинга проходила в групповом формате по трем направлениям, где была возможность получить новые знания (или для более опытных участников актуализировать уже имеющиеся), которые будут необходимы для выполнения функций куратора, а также отработать их на практике.

Так, направление «Интервью с руководителем школы: используем инструменты антикризисного управления» ставило цель отработки поведенческих навыков куратора при взаимодействии с руководителем, педагогами, обучающимися, родителями школы-участницы проекта. В качестве модераторов выступили Е.А. Малкина, начальник отдела ГУ ОЦМКО, кандидат педагогических наук и Л. С. Дубовая, заведующая отделом менторского сопровождения управленческих кадров КРИПКиПРО, кандидат экономических наук, доцент. Основные акценты были сделаны на принципах взаимодействия,этике общения, видах и техниках слушания, постановке вопросов, получении обратной связи. На практике были отработаны принцип общения на равных,техники активного слушания, модель РОСТА – для постановки развивающих вопросов; формулирование гипотез на основе анализа рискового профиля школы для составления вопросовриск-интервью с директором.

Следующее направление ««История одного посещения…» или как получить максимальный результат от посещения школы с минимальными затратами» в качестве цели определило отработку управленческих навыков ресурсного анализа, выявления факторов снижения качества образования, составления карт взаимодействия куратора с директором школы-участника проекта 500+. Модераторами выступили О. Б. Лысых, начальник Кузбассобрнадзора, кандидат педагогических наук, доцент, и О. А. Шитова, директор ГУ ОЦМКО.

На третьем направлении ««Программа развития школы» — имеет ли документ стратегический потенциал и как его увеличить» участниками под руководством Н. Г. Шушуевой, начальника управления министерства образования и науки Кузбасса, и А. А. Давыденко, заведующей лабораторией научно-методического сопровождения школ на этапе перехода в эффективный режим работы КРИПКиПРО, кандидата педагогических наук, проводился детальный анализ Программы развития как стратегического документа школы, составлялись карты соответствия цели, задач, мероприятий, обозначенных в документе и факторов риска, влияющих на снижение качества образования, разрабатывались перечни локальных актов на отдельные группы рисков, отрабатывалась SMART-технология по постановке целей.

В качестве подведения итогов модераторами были проанализированы ожидания и опасения, размещенные участниками каждой группы на «Дереве ожиданий».

Стартовое анкетирование для участников федерального проекта «500+»

В рамках реализации федерального проекта «500+», который создан в целях оказания адресной методической и консультационной помощи школам с низкими образовательными результатами, Рособрнадзор организует обязательное стартовое анкетирование для участников проекта.

Сроки проведения анкетирования до 10.02.2021 г.

В анкетировании принимают участие руководители общеобразовательных организаций, учителя-предметники, обучающиеся 6-х и 9-х классов и их родители (законные представители).

Анкетирование проводится анонимно. Данные, полученные по итогам анкетирования, будут учитываться в обобщенном виде.

СОСТОЯЛСЯ УСТАНОВОЧНЫЙ СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРОЕКТА 500+: ГОТОВИМ ШКОЛУ К ПЕРЕЗАГРУЗКЕ»

Для руководителей 60-ти общеобразовательных организаций Кемеровской области-Кузбасса, отобранных для участия в федеральном проекте адресной методической помощи 500+,состоялся установочный семинар-практикум «Методический потенциал проекта 500+: готовим школу к перезагрузке».

17, 18 и 19 февраля 2021 г. Министерством образования и науки Кузбасса совместно с областным центром мониторинга качества образования, Кузбассобрнадзором и Кузбасским региональным институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования в целях подготовки руководителей школ-участников проекта 500+ к результативному взаимодействию с кураторами для достижения позитивных изменений в общеобразовательных организациях, в целом, и положительной динамики освоения образовательной программы обучающимися, в частности, проведен установочный семинар-практикум «Методический потенциал проекта 500+: готовим школу к перезагрузке».

60 руководителей общеобразовательных организаций на площадках ГУ ОЦМКО и МАОУ ДПО «Институт повышения квалификации (г. Новокузнецк) во взаимодействии с модераторами рассматривали вопросы целеполагания в процессе управления рисками школы, стратегического потенциала программ развития и дорожных карт как инструмента формирования стратегии; на практике отрабатывали алгоритм действий руководителя школы-участника проекта 500+; формулировку гипотез на основе анализа рискового профиля школы, метод критического анализа анализ программы развития школы.

В результате участниками мероприятия были определены основные факторы риска, влияющие в разной степени на качество образования в школе, составлен примерный перечень локальных актов, разработаны карты взаимодействий с кураторами. Все участники семинара-практикума выразили удовлетворение от совместной работы и пожелания развивать подобное профессиональное общение в разных формах и дальше.

Результаты анкетирования Рисковый профиль школы